» » Речь ребенка в 4 года

Речь ребенка в 4 года

Речь ребенка в 3-4 года

Речь ребенка в 3-4 года - Тест логопеда для родителейНаиболее чувствительный период для развития речи ребенка — от 1 года до 5 лет.

Итак, к четырем годам дети, как правило, пользуются словарным запасом, который может насчитывать 2000 слов. Кроме того, в речи малыша уже часто встречаются местоимения, наречия, числительные и прилагательные. 

В этом возрасте дети: 

  • знают и понимают названия многих предметов, которые могут объединять в группы по схожим признакам; 
  • называют профессии; 
  • могут назвать животное и его детеныша; 
  • озвучивают действия других людей. 

Если речь ребенка в 4 года отстает от вышеперечисленных показателей, то рекомендую заниматься с ребенком, по следующей литературе:

  • С.И. Карпов, В.В. Мамаев «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»
  • «Грамотейка» (Развитие речи для детей 4-5 лет)
  • «Школа Семи Гномов» (Развитие речи для детей 4-5 лет).

Бывает так, что заботливые родители настолько без ума от своего чада, что не замечают неправильное звукопроизношение своего малыша. Протестируйте ребенка на правильное, четкое и красивое произношение звуков: а, о, у, э, с, и, п, ж, ы, б, м, ф, в, х, т, д, ш, н, к, з, ц, ч, й, щ, г. Ближе к пяти годам протестируйте карапуза на произношение «р» и «л».

Математика

1) Ребёнок должен различать и называть предметы, которые находятся в единственном количестве и которых много.
2) Знать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) . Выполнять упражнение: «Рассказать, на какую геометрическую фигуру похож заданный предмет (часы, телевизор, игрушечный домик и т.д.)»
3) Называть свою левую и правую руку. Понимать, где правая сторона, а где левая. Рассказывать, что находится справа и слева от объекта.
4) Показывать, что такое верх (вершина) и низ. Понимать эти обозначения.
5) Сравнение количества предметов. Знать значение слова «поровну».
6) Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать предметы с помощью данных определений.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Еще для родителей очень важно не путать застопорившееся развитие речи и задержку психомоторного развития. Если со вторым справляться сложнее (но бывает возможно), то первое является менее тяжелым вариантом. Если речевое развитие ребенка отстает от развития в этой области его сверстников, то есть проблемы с темпом и качеством речи, но интеллект малыша сохранен и развивается адекватно.

Девочка поет

Однако же стоит обратить внимание на такие факторы:

В возрасте 4 лет ребенок должен знать и уметь рассказывать, где и кем работают его родители. Постарайтесь рассказать ему на доступном ребенку языке кто вы по профессии. Для того, чтобы речь ребенка формировалась точная и правильная, нужно и самим не допускать ошибок в разговоре с ребенком. Всегда помогайте ему в высказываниях, стимулируйте его желание делиться с окружающими своими впечатлениями. Ребенок будет охотно вам что-то рассказывать только в том случае, если вам будет интересно его выслушать. Нужно разнообразить и свою речь множеством прилагательных.

Играйте с ребенком в игрушки. Сначала отберите самые маленькие, потом самые большие и т.д. Ребенок в этом возрасте охотно будет выполнять ваши задания и просьбы. Также очень полезно потренировать слуховое восприятие ребенка. Скажите несколько фраз не правильно и спросите у него, где вы допустили ошибки. Дети очень любят определять, откуда идет тот или иной звук, узнавать голоса людей и животных.

Обсуждение

Люба, я скажу насчет фразы, на которую была бурная реакция. Я не знаю из какого учебника она взята, но предполагаю, что возможно это переводная литература и это оплошность переводчика. Дебильный в русском языке употребляется в значении только характеристики умственного состояния, но во многих языках (и на латыни) debil - это прилагательное , которое значит "слабый" и оно может употребляться и к физизическому состоянию и обозначать слабый, хилый, немощный. Debil mental обозначает слабоумный, на русском же , повторюсь, дебильность - это не просто слабоумие, а одна из степеней слабоумия.
Т.е. возможно автор говорил о детях со слабоумием у которых есть проблемы и с физическим развитием и/или с состоянием здоровья (т.е. проблемы не только "души", но и "тела").

"Обычно всего это слабоумные дети с заметной физической дебильностью". Что ЭТО?? Вы сами придумали?Поясните ка эту фразу, плиз.

Задержка развития речи .. Лекарственные препараты. Другие дети. Наибольшая часть введенной дозы выводится уже в первые 4 ч после приема. Еще в год у нас был диагноз ЗПМ и речевого развития. У меня сразу возник вопрос, а на каком основании Вам выписали...

Обсуждение

Глиатилин. Девочки, может быть кто-то принимал этот препарат.Поделитесь своими впечатлениями.Может быть кто-то лечит ребенка непрерывно? Какая динамика? Ставите ли в известность психологов ?Как относяться педагоги к лечению?

Я б не давала, т.к. детки все по разному развиваются и у Вас не самый критичный возраст, еще заговорит и может сразу фразами:), лишняя химия ни к чему по моему..

Энцефабол

Международное название: Пиритинол

Химическое название: 3,3(-(Дитиобис(метилен)(бис(5-гидрокси-6-метил-4-пиридинметанол (в виде гидрохлорида моногидрата)

Фармакологическое действие: Оказывает ноотропное действие. Улучшает патологически сниженные обменные процессы в мозговой ткани, повышает усвоение и метаболизм глюкозы, обмен нуклеиновых кислот, высвобождает ацетилхолин и активирует холинергические процессы. Стабилизирует клеточные мембраны и улучшает их функцию за счет подавления активности лизосомальных ферментов и предотвращения образования свободных радикалов. Улучшает реологические свойства крови, повышая эластичность эритроцитов, увеличивая содержание АТФ в мембране эритроцитов и повышая текучесть крови. Усиливает кровоток и повышает потребление кислорода в ишемизированных зонах мозга, интенсифицирует обмен глюкозы в участках мозга, где ранее имели место ишемические повреждения. На ЭЭГ усиливается альфа-ритм при одновременном снижении тета- и дельта-ритмов. Способствует повышению умственной работоспособности, улучшению памяти, повышению способности к обучению.

Фармакокинетика: Абсорбция - высокая, биодоступность - 76%-93%, время достижения Сmax после перорального приема 100 мг - 30-60 мин. Связь с белками плазмы - 20-40%. Быстро метаболизируется в печени с образованием фармакологически активных метаболитов. Пиритинол и его метаболиты накапливаются, преимущественно, в сером веществе мозга. Выведение, преимущественно, почками в виде метаболитов; 5% - с калом. Наибольшая часть введенной дозы выводится уже в первые 4 ч после приема. За первые 24 ч выводится около 74% дозы. Т1/2 - 2.5 ч. После многократных приемов внутрь кумуляции в организме не наблюдается. Проникает через ГЭБ, плацентарный барьер, в незначительном количестве выделяется с грудным молоком.

Показания: Комплексная терапия: заторможенность, депрессивные состояния (пресенильный, сенильный, маниакально-депрессивный психоз, тревожно-депрессивное состояние, стертые полиморфные субдепрессивные состояния, психастеноподобные и ипохондрические расстройства); психоорганический синдром, астенические состояния, адинамия, неврозоподобные расстройства органического генеза, вегето-сосудистая дистония, мигрень, травматическая и сосудистая энцефалопатия, остаточные явления перенесенных нейроинфекций, цереброваскулярная недостаточность, состояние после инсульта, коррекция нейролептической терапии. Симптоматическое лечение: синдром деменции (первичная дегенеративная деменция, деменция сосудистого и смешанного генеза), нарушения памяти, мышления; снижение способности к концентрации внимания, преждевременное наступление утомления, дефицит побуждений и мотиваций, аффективные расстройства. В педиатрии - задержка психического развития, церебрастенический синдром, олигофрения, энцефалопатия; энцефалит, интоксикация; психомоторное истощение, нарушение памяти и мышления, снижение концентрационной способности; недостаточность побуждений и мотиваций, утомляемость, аффективные расстройства (при синдроме деменции и после черепномозговых травм); первичная дегенеративная деменция, деменция сосудистого и смешанного генеза.

Малыш обычно подражает вашей интонации.  Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении «Федориного горя» К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: «И чайник сказал утюгу: „Я больше идти не могу!“» С какой интонацией ее можно произнести! Или: «И заплакали блюдца: „Не лучше ль вернуться?“» Печаль чайника, отчаяние блюдец, все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно привести очень много. Некоторые звери, герои детской литературы, говорят традиционно медленно (или это связано с их особенностями, так сказать, имиджем), другие — быстрее, одни басят, другие попискивают… Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот — часть игры. Бесподобная «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака идеально подходит для достижения наших с вами педагогических развивающих задач. Вы и малыш пробуете говорить то громче, то тише, используя звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. «Теремок», «Колобок», «Репка», прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Кроме того, малыш пытается передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична. Ну, а вам небезразлично то, как говорит ребенок! 

Позволим себе привести несколько потешек собственного изготовления:

Мышка тихо пропищала:
«Сыра я поела мало...»

На весь лес медведь ревет: 
«Где же мед? Ну, где же мед!»

Грустно прошептал зайчишка: 
«Потерялась кочерыжка»
.
Бобр бобренка отчитал: 
«Мало веток наломал!»

Глухо ухает сова:
" Разболелась голова ".

Подобного рода потешки под силу сочинить и вам. Так что, успехов вам на ниве сочинительства.

Итак, мы стараемся научить малыша правильно дышать, выразительно говорить, не торопиться при речи. Родителей обычно волнует и то, как ребенок произносит звуки. Приходя на прием к логопеду, мама часто обращается с просьбой «исправить дефекты», «поставить» звуки. Выше мы уже отметили, а внимательные читатели, конечно, запомнили, что основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется «физиологическим косноязычием» и не подлежит пока исправлению логопедами.

С логопедом вы встретитесь позже, если будет необходимость, а сейчас предпринимайте усилия по закреплению произношения звуков, которые должны быть у ребенка в этом возрасте. Мы уже советовали вам, как ненавязчиво, переключая ответственность за невнятно сказанное слово на себя, стимулировать у него более четкую речь. Пришло время рассказать о конкретных упражнениях. Проверяйте, хороши ли у вашего малыша следующие звуки:  «п», «б», «т», «д», «к», «г», «х», «ф», «в», «м», «н», «с», «з», а также их мягкие пары и  «ц». Если такой сложный звук как «ц» еще не совсем четко произносится в речи, но изолированно ребенок его произносит правильно, то не форсируйте, закрепляйте навык произнесения постепенно.

Для этой работы вам понадобится определенное количество картинок, иллюстраций, игрушек и, конечно, наш любимый текстовой материал — чистоговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. Сделаем несколько уточнений.

Предлагая малышу сюжетную картинку, с изображениями предметов, содержащих в названии звук, который вы закрепляете, не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть называет, составляет рассказ, а вы не настаивайте на полном перечислении. Лучше помогите рассказу стать естественным, живым. Вы наверняка располагаете богатым арсеналом литературных источников, поэтому мы ограничились некоторым количеством примерных заданий, приведенных выше. Подбирайте (или придумывайте) упражнения такого характера.

Итоги:

Итак, к 4 годам ваш малыш:

— Владеет словарем примерно в 1500 слов.
— Начинает употреблять сложные предложения.
— Говорит предложениями из 4-5 слов.
— Задает много вопросов, использует слова «кто?» и «почему?»
— Использует выражения типа: «я думаю, что...» и «я надеюсь, что...»
— Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
— Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
— Правильно произносит звуки  «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н».

Автор: Анна Герасимова

Наверх