» » Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи

Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития


Анна Рудова
Рудова А.С. дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры.

. Обычно ко второму дню рождения у ребенка происходит всплеск развития речи. До двух лет дитя созерцает мир, накапливает информацию и опыт. К двум годам этот опыт уже перебарывается клетками мозга, а развитие мышц речевого аппарата позволяет ребенку выражать себя и свои мысли при помощи слов. Но в каждом правиле, и в речевом тоже, есть свои исключения. Поэтому случается так, что развитие речи малыша запаздывает. Есть несколько причин такой проблемы:когда ребенок должен говоритьРечь ребенка имеет определенные нормы развития и становления,

  1. Недоразвитые мышцы рта либо ослабленный тонус мышц лица. Об этом могут свидетельствовать такие признаки, как предпочтение мягкой пищи вместо твердой, частое выпадение еды изо рта, повышенное слюноотделение. Такие признаки недоразвития речевого аппарата наблюдаются у малыша, когда его слишком рано отлучают от материнской груди. Когда же мама вообще не кормит дитя грудью, то у ребенка больше шансов иметь такие проблемы с речевым аппаратом. Какое же решение проблемы в этом случае? Результативными будут упражнения, при которых нужно сводить губки вместе с напряжением. Прекрасно для этого подходит и выдувание мыльных пузырей. Свою развивающую роль сыграют также игрушки, в которые нужно дуть: дудочки, свистки. Следует предлагать малышу также пить через соломинку, напряженно втягивая щеки. Полезным будет имитирование звуков разных птиц и животных, поезда, звонка, сирен.
  2. Недостаток концентрации слухового внимания. При этом дитя плохо понимает фразы, состоящие из множества слов, оно не слышит фоновых шумов. Родителям в этом случае следует стараться привлекать детское внимание ребенка к звукам и словам. Нужно чаще читать ребенку вслух то, с чем он уже знаком. Это могут быть повторения сказок. Но при таком чтении знакомые слова надо менять на другие — смешные и нестандартные, привлекая внимание малыша к прочитанному. Нужно также показывать ребенку вещи, предметы, действия и называть их. Находясь на кухне, на даче, на улице, рассказывайте ребенку о происходящем вокруг, четко выражайтесь и не сюсюкайтесь с ребенком. Объясняйте своему сыну или дочке, что и как вы делаете дома, для чего это нужно. Произносите фразы несколько раз.
  3. Проблемы с детским слухом. Это довольно частая причина задержки речевого развития сына или дочки. Проблемы со слухом замедляют умственное развитие малыша. И тут важно вовремя диагностировать проблему, чтобы не упустить сензитивный (благоприятный) период для стимуляции слухового прохода или проходов, которые ведут к слуховому центру мозга. Но на практике большинство проблем со слухом обнаруживают поздно. Есть некоторые возрастные признаки, по которым родители могут понять, что со слухом у ребенка все в порядке. Это вздрагивание новорожденного при хлопке руками мамы в 2 метрах от него, успокоение при звуке маминого голоса, ответная реакция на ее улыбку. В 7-8 месяцев ребенок должен повторять за мамой простые звуки, а до года поворачивать свою головку туда, откуда исходит мамин или папин голос. Нормальным считается и испуг ребенка, когда он слышит совершенно незнакомый голос. Эти признаки свидетельствуют о том, что со слухом у малыша до года все в порядке. Если все хорошо до этого периода, то и беспокоиться о слухе малыша далее не стоит. 

Задержка речевого развития у детей: когда начинать беспокоиться?

У логопедов, психологов, дефектологов и неврологов о недоразвитии речи есть свое, тревожное, мнение, которое основано на том, что от речи будет зависеть психологическое развитие малыша в общем, а также она влияет на то, как будет формироваться сфера межличностного взаимодействия.  От речи также зависит развитие процессов познания у крохи: памяти, мышления, воображения, внимания.

Причины появления ЗРР

Задержка речевого развития у детей — это серьезная проблема, ведь все психические процессы человека тесно взаимосвязаны. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее психологическое развитие и формирование сферы межличностного взаимодействия. Если речевое развитие вашего ребенка значительно отличается от норм, определенных для его возраста, нужно обратиться к логопеду и/или психологу. Чем раньше вы выявите проблему, тем легче ее будет исправить.

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом -

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались :)

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

ЗРР - более легкий диагноз, речь обычно идет о темпе (о темповой задержке ), ставит логопед, обычно до 3 -х лет, ОНР -также логопедическое заключение. Только уровни не ОНР, а уровни речевого развития : I - речи нет,аморфные слова II - мало слов, усеченная фраза, III...

Обсуждение

ЗРР - более легкий диагноз, речь обычно идет о темпе (о темповой задержке), ставит логопед, обычно до 3 -х лет, ОНР -также логопедическое заключение. Только уровни не ОНР, а уровни речевого развития:
I -речи нет,аморфные слова
II- мало слов, усеченная фраза,
III - говорит с аграмматизмами, лексика не по возрасту, связная речь плохо развита.
IV - для школьников, кто не успел до школы.
ЗПР - когда не толко речь, но и психика притянулась (может вторично), дианоз невролога, а лучше - психиатра.

Пять с хвостиком это еще маловато для полного выравнивания, даже при условии хорошо подобранных занятий. То, что занятия ежедневные с мамой и папой- это очень важно!

У меня одна дочка была с очень сильными проблемами произношения (плюс аутизм), так у нее прорыв до полного выравнивания произношения произошел в семь лет. В течение нескольких месяцев она полдня находилась в садике ,там занималась с логопедом, потом я ее забирала и занималась дома ежедневно по часу - два.

У второй дочки, здоровой, тоже были проблемы с произношением. К логопеду обратились первый раз в пять лет (так мне подсказала интуиция, и не ошиблась) она навскидку сказала ОНР. Я молча не согласилась, но спорить не стала. У дочки действительно не было поставлено довольно много букв.
Я позитивно настроила дочку на занятия, подобранная логопед нам нравилась, дома мы тоже занимались довольно много - результат был потрясающий, за два-три месяца занятий проблема была полностью решена. Логопед сама удивилась. Я отношу такие успехи к своевременному обращению плюс позитивный настрой.

В случае недоношенного ребенка ранние занятий, даже если результата быстрого нет ,я считаю оправданными. Хотя результат начинает идти позже. Так что не исключено, что первый логопед подготовил почву, второй закрепляет ее.

Во всяком случае, если вы много разговариваете с малышом, играете с ним, поёте ему песенки, читаете и рассматриваете с ним книжки, а он в речевом развитии сильно отстаёт от сверстников, вам имеет смысл проконсультироваться и с педиатром, и с детским психологом.

Речь-клише

Не очень успешное речевое развитие может проявляться не только в том, что малыш начинает говорить намного позже сверстников и говорит очень мало, но и в складывании у него особой клишированной речи, т.е. в формировании привычки воспроизводить одни и те же готовые фразы и подменять ими процесс активного построения высказывания.

Есть дети, у которых такая «клишированная» речь развивается очень ярко и отчасти заменяет собой нормальную ситуативно-бытовую речь. Такие дети обычно очень общительны и могут казаться весьма разговорчивыми, но их «разговорчивость» основывается не на развитии умения говорить

(т.е. выражать словами свои чувства, желания, впечатления и мнения), а на запоминании и воспроизведении чужих готовых фраз - привлёкших их внимание высказываний родителей или фраз из мультиков или телерекламы. Например, четырёхлетний Тимур любит подбегать к другим детям и гордо сообщать им: «я - суперкабан!», но при этом не умеет играть ни в какие ролевые игры.

А еще проверьте слух, в поликлиниках есть лор-сурдологи. Зачем? Все просто. Задержка речи может быть вторичным дефектом при тугоухости (а она может быть разная! Например, на отдельные частоты).

2. Занимайтесь играми на развитие речи. Они и совершенно обычному ребенку во вред не будут! Какие игры? Ищем в гугле, сейчас такого материала в нете полно. От пальчиковой гимнастики до рассказов с картинками, плюс прогулки, спорт и пр.

3. Если ребенку уже скоро 3, записываемся на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). По крайней мере в Москве именно ПМПК решает о путевке в логопедический сад. Обычно лого-сады с 4 лет, но в Москве есть лого-группы в некоторых садах с 3 лет. Это своеобразный эксперимент. Мой сын в такой группе. В лого-саду действительно с детьми занимаются, даже с трехлетками.

Родителям не следует надеяться, что проблемы, связанные с задержкой речи, рассосутся сами собой. Если вы испытываете сомнения, обратитесь к специалисту (невропатолог, психолог, дефектолог, логопед, лор-врач, а иногда и психиатр). Но и сами действуйте! Старайтесь создавать мотивационную среду для развития речи, эмоционально поощряйте ребенка за успехи, произносите сами слова четко и без скороговорки.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Наверх